8(800)3010-567(звонок бесплатный) | 1@artpot.ru

Разработка градостроительной концепции
Разработка Проекта планировки территории (ППТ)
Разработка фасадов и архитектурной концепции
Проектирование объектов капитального строительства
Центр прикладной урбанистики
Дизайн
Лучшие проекты мастерской
Квартал Южный, Новые Ватутинки. Разработка фасадов
главная| Стратегия развития города как среды обитания

Стратегия развития города как среды обитания

Автор
Владимир Корбашов
Руководитель проектной мастерской «Artpot»
+7(916)746-2803
1@artpot.ru
Аннотация

Город - это дома-улицы-кварталы? Конечно, нет. Города без людей не бывает. Город - это прежде всего социальные системы, которые развиваются в канве организованного пространства. Город - это сложное социально-пространственно-предметное образование.

В работе кратко представлено практическое применение подходов архитектуры социо-территориальных процессов к развитию существующих территориальных образований.

Проблематика
Проблема Пути решения
В существующих стратегиях развития городов недостаточно конкретики, нарушена причинно-следственная связь в логической цепочке «Цель-задачи».

Главной целью полагается, как правило, социально-экономическое развитие субъекта.

Обозначенные задачи связаны с пространственным развитием градостроительных систем, городского хозяйства, финансовой поддержкой малого и среднего бизнеса.

Логическая связь решений этих задач с декларированной целью остается за скобками.

Причина – нехватка компетенций смежных дисциплин.

Стратегию разрабатывают архитекторы, градостроители, экономисты, управленцы и урбанисты, а город – это прежде всего социальное образование.

Подключение дополнительных компетенций социологов, социальных инженеров и психологов позволяет восполнить пробел, формулировать обоснованные задачи стратегии развития, имеющие ясную логическую связь с целью – социально-экономическим развитием субъекта.

Город невозможно развивать внешними воздействиями.

Развитие по принципу «причинения добра» - это мираж, который можно наблюдать только пока объект питается внешними источниками.

Истинное развитие объекта – это его самодвижение, внутренний процесс, источник которого заключен в самом развивающемся объекте.

В мировой практике широко используется Человеческий капитал как главный внутренний фактор интенсивного социально-экономического развития городов и стран.
Каким образом можно влиять на людей, мотивировать их учиться и развиваться?

Накоплено много информации о зависимости социальных систем от структуры городского пространства. Поведение, поступки людей зависят от субъективной оценки места.

Именно среда обитания может послужить индивидуальному развитию горожан и, как следствие, развитию человеческого капитала.
События-триггеры открывают людям новые способы действовать, актуализируют новые уровни потребностей, что приводит людей в движение.
Особенность новых подходов

Многие исследователи в своих наблюдениях городских социальных систем отмечали явления, которые проявляются одновременно в социальном и физическом пространстве. Социальные и поведенческие сценарии оказываются неразрывно связаны с местом, его характерными особенностями. Для обозначения таких явлений мы используем термин – «Социо-территориальный процесс».

Социо-территориальный процесс – цепь неразрывно связанных, взаимозависимых явлений и событий в социальном и физическом пространстве. Жизнедеятельность социальных систем в канве организованного пространства.

Понимание социо-территориальных процессов как ключевого элемента среды обитания открывает возможности осознанного воздействия на социальные системы.

Значение социо-территориальных процессов

«Квартал Южный», Новые Ватутинки, Новая Москва Типовые спальные микрорайоны
Отсутствие транзитного автомобильного и пешеходного трафика. Стоит особо отметить, что территория не огорожена забором.

Таким образом устанавливается частно-собственническое отношение пользователей к территории.
Бросить окурок на своем газоне? Нет, конечно.

Характерны повышенный уровень социальной ответственности, включенность в происходящее на территории.
Повышенная проницаемость дворовых территорий. Планировка микрорайона предусматривает транзитный пешеходный и автомобильный трафик.

Таким образом устанавливаются анонимные взаимоотношения на чужой и опасной территории.
Бросить мусор у подъезда? Ну конечно, это мне удобно.

Характерны отчужденность и безразличие, крайне разреженная плотность уличных взаимодействий.

«Неправильное» поведение людей на территории не является следствием менталитета или отсутствием воспитания.
Одни и те же самые люди ведут себя по разному на разных территориях, соответственно субъективной оценке места (у себя дома мусор под стол никто не бросает).

Структура городского пространства и поведение людей неразрывно связаны и взаимозависимы

 


Социо-территориальный процесс
Структура, характерные особенности организованного пространства.
  • Характер фона уличных взаимодействий;
  • Привязанные к своему месту социальные сценарии.
Социальная составляющая среды обитания.
 

Социо-территориальный процесс
Фон уличных взаимодействий.
  • Привязанные к своему месту социальные сценарии;
  • Внешняя социальная среда.
  • Качество ресурсного состояние индивидуумов;
  • Пространство осознаваемых возможностей;
  • Смыслы действовать и развиваться;
  • Побудительные мотивы к деятельности, развитию.

Цель стратегии развития

Формирование условий среды обитания, которые приведут к эндогенному росту человеческого капитала как главного интенсивного фактора развития города.

Город Среда обитания

Формулировка «Развитие города как территориального образования» акцентирует фокус внимания на объектах и структурах, выраженных в пространстве. Смысл действий может быть размыт или вовсе утерян, поскольку значительная часть задач и решений развития расположены в социальном, а не физическом пространстве.

Предлагаем использовать более релевантную формулировку «Развитие среды обитания».

 
Стратегию развития города схематично можно представить следующим образом:


Формирование особых условий среды обитания;

События-триггеры.

Умножение человеческого капитала;

Самокоординация и самоуправление в горизонтальной сетевой структуре.
Эндогенное социально-экономическое развитие города.

Задачи стратегии развития

Для определения круга задач стратегии развития сформулируем в самом общем виде социальный запрос к внешней среде:

Что люди должны получать от внешней среды для увеличения человеческого капитала? Средства удовлетворения потребностей
  • Удовлетворение базовых потребностей;
  • Минимизация непродуктивного расхода времени и сил;
Обеспеченность ресурсами;

Социальная, транспортная инфраструктура;

Многофункциональное наполнение планировочных, объемно-пространственных решений, рабочие места в шаговой доступности;

Обеспеченность информацией;

  • Безопасность, уверенность в будущем; Социальный комфорт;
  • Ресурсное состояние, внешняя (основная) ресурсная подпитка;
  • Побудительные мотивы к общественно-полезной деятельности;
  • Расширение пространства осознаваемых возможностей;
  • Актуализация новых уровней потребностей;
  • Смыслы и побудительные мотивы учиться, развиваться;
Социальная составляющая среды обитания.
  • Возможности учиться и развиваться;
  • Честные правила, социальную справедливость;
  • Возможности самореализации;
Самоорганизация, самоуправление;

Обеспеченность информацией;

  • Перспективы предпринимательской деятельности;
  • Перспективы профессионального и карьерного роста.
Благоприятный инвестиционный климат, развитие новых инновационных производств.

Таким образом, с использованием наших новых подходов задачи стратегии развития схематично можно представить следующим образом:

  1. Исследование исторического и градостроительного контекста;
  2. Формирование информационной среды, обслуживающей реализацию стратегии развития;
  3. Посев социо-территориальных процессов, которые обязательно и необходимо обладают следующими признаками:
    • Умножают количество субъектов городской жизни;
    • Трансформируют городскую ткань в развивающую и вдохновляющую среду обитания, устанавливают конструктивные социальные сценарии;
    • Умножают численность эффективной элиты – лидеров и авторитетов;
    • Формируют привлекательную инвестиционную среду.
    Таким образом формируется среда обитания, которая:
    • Наполняет горожан внутренней энергией, необходимой для деятельности;
    • Приводит людей в движение, расширяя пространство осознаваемых возможностей и продуцируя побудительные к действиям мотивы.
  4. Верификация запроса к внешней среде, в том числе на:
    • Инвестиции;
    • Ресурсы, в том числе - трудовые;
  5. Верификация запроса к внутренней среде, в том числе на:
    • Развитие инфраструктуры;
    • Выявление и/или продуцирование субъектов городской жизни, действия которых приведут к достижению цели;
    • Выявление и/или продуцирование субъектов, осуществляющих контроль и оценку действий, направленных на достижение цели.
  6. Формирование условий, при которых субъекты городской жизни согласованными действиями окажутся способны удовлетворить вышеозначенные запросы.

Признаки реализуемости задач

Конкретность Исключение разночтений в формулировке. Релевантность формулировки изначально заложенному смыслу.
Измеримость Наличие критериев, которые позволили бы определить, достигнута ли поставленная цель и в какой степени.
Достижимость Ясное понимание возможностей субъектов городской жизни, решающих задачи программы развития (ПР).
Актуальность
  1. Участники процесса ПР должны быть безусловно заинтересованы в конечном результате.
  2. Очевидная польза для окружения, в том числе – польза для государства в конечном итоге.
Ограниченность во времени План действий без временной шкалы не имеет смысла.

Программа развития, ограниченная кругом вопросов развития городского хозяйства и застройки, не имеет смысла. Это следует из самого определения понятия «города» (Социально-пространственно-предметное образование).

Наши методические подходы предусматривают решения в:

  • Физическом пространстве;
  • Социальном пространстве.
Понимание прогнозируемого будущего в продолжение текущей линии развития и соотнесение проектных инициатив с этим будущим по шкале лучше/хуже позволит адекватно оценивать программу в целом и отдельные ее положения в частности.

Программа развития Ясно обозначает способы контроля и управления процессом развития города.
Воплощается исключительно субъектами городской жизни, действующими в собственных интересах. Программа не может быть реализована «извне», по принципу «причинения добра»;
Обозначает субъекта городской жизни, несущего функции контроля и координации. Стоит отметить, что действующие субъекты, в том числе органы муниципальной власти в своем нынешнем виде, не предназначены для решения этой задачи;
Реализуется исключительно в историческом контексте развития территориального образования;
Основана на прогнозной модели существующих линий развития. Предусматривает их итерационное последовательное изменение;
Предусматривает горизонт планирования не менее 30 лет.
Порядок действий
Экспертная группа. Машинисты Стратегии развития (СР)
    Экспертная группа. Машинисты Стратегии развития (СР)
  • Исследования;
  • Изменения существующих планировочных решений;
  • Формирование информационной среды;
  • Посев социо-территориальных процессов (в том числе при помощи событий-триггеров).
  • Действуя в своих интересах, субъекты городской жизни* решают задачи СР;
  • Координация своих действий в горизонтальной сетевой организационной структуре.
  • Мониторинг;
  • Внешний контроль;
  • Корректировка СР;
  • Последовательный ввод в формулы отдельных линий развития новых участников;
  • Координация итерационных процессов.
 
Субъекты городской жизни
 

* - Субъекты городской жизни: Органы исполнительной власти, организованные и стихийные центры силы, местный бизнес (локальные бренды), СМИ, образовательные учреждения, общественные организации, городские активисты, формальные и неформальные сообщества.

Исследования

Программа может быть разработана исключительно на основе разносторонних исследований существующего положения дел, исторического контекста.

Типы исследований:

  • Полевые исследования;
  • Исследования действием;
  • Исследования провокацией к действиям.
Результаты исследований:
  • Верификация исторического контекста;
  • Адекватная оценка ресурсной базы, центров силы, верификация существующей линии развития/деградации;
  • Выявление существующих субъектов городской жизни, оценка их возможностей и амбиций;
  • Верификация городских событий и конфликтов;

Изменения существующих планировочных решений

Эмпирически установлены созависимости некоторых особенностей структуры городского пространства и типов уличных взаимодействий, устойчивых социальных сценариев.
Используем известные и проверенные решения в целях установления искомых социо-территориальных процессов:

  • Артикуляция пешеходных маршрутов, умножение способов перекрестного использования существующих концентраторов пешеходного трафика. Формирование в них условий для развития мелкого уличного бизнеса;
  • Понижение проницаемости дворовых пространств, установление условий развития локальных (соседских) сообществ;
  • Переформатирование транспортной схемы с целью исключения (минимизации) транзитного автомобильного трафика на второстепенных улицах;
  • Установление и развитие зон смешанного функционального использования;
  • Артикуляция существующих ценных объектов. Формирование условий для их сохранности, наполняемости и развития;
  • Формирование благоприятных условий для развития мест приложения труда.

Формирование информационной среды
  • Выявление существующих цифровых информационных каналов, в том числе – в социальных сетях и мессенджерах;
  • Аккумулирование информации из различных каналов на одном сетевом ресурсе (RSS, парсинг). Организация технической возможности трансляции наиболее важных сообщений во все выявленные информационные каналы;
  • Модерация и SEO корневого информационного сетевого ресурса;
  • Организация технической возможности трансляции наиболее важных сообщений в нецифровые информационные каналы.

Цель информационной среды – техническая возможность донесения информации до существенного количества горожан как субъектами городской жизни, так и экспертами (Машинистами ПР).

Посев социо-территориальных процессов

Осуществляется с помощью:

  • Корректировки существующих планировочных решений с целью установления конструктивных сценариев уличных взаимодействий, развития частно-собственнического отношения горожан к территории;
  • Событиями-триггерами, во время которых на короткий период горожане оказываются погружены в новые способы использования территории, новые способы взаимодействия, новыми способами решают свои актуальные задачи. События проводятся модератором. Как показывает опыт, около 50% таких событий приводит к установлению на территории (или в/на объекте) прогнозируемых социальных сценариев на долгое время. В некоторых случаях это приводит к постепенной трансформации пространственного наполнения.

Реализация горизонтальной сетевой организационной структуры

Всякая иерархическая форма управления и контроля программой развития – это открытая возможность развитию коррупционных схем.

Поскольку задачи программы развития в процессе их решения могут изменяться до неузнаваемости, требуется высоко адаптивная организационная структура.

Иерархическая структура Горизонтальная сетевая структура

Реализуемая программа развития обладает признаками, которые буквально диктуют необходимость использования именно горизонтальной сетевой структуры. Это:

  • Подавляющему большинству субъектов городской жизни реализация программы выгодна/полезна настолько, что они будут ее воплощать по собственной инициативе;
  • Программа реализуется именно субъектами городской жизни. Истинное (эндогенное) развитие представляет собой самодвижение объекта — внутренний процесс, источник которого заключён в самом развивающемся объекте;
  • Развитие горизонтальных связей «всех со всеми».
Модератором программы может послужить представительный орган самоуправления, который создают сами субъекты городской жизни с целью координации своих действий. Стоит отметить, что процесс создания такого работоспособного органа – итерационный, займет значительное количество времени и послужит решению многих важных задач при установлении конструктивных сценариев взаимодействия между субъектами городской жизни.

Первые попытки создания органа самоуправления послужат причиной конфликтов, в которых проявятся намерения участников. Задача модератора – перевести городские конфликты в русло конструктивного диалога, и только после приобретения в этих конфликтах навыка договариваться горожане смогут сформировать работающий орган самоуправления.

Особенности подходов к разработке генерального плана

Генеральный план – это нормативный документ, юридически закрепляющий проекцию стратегии развития города в физическое пространство.

Поскольку истинное развитие – это самодвижение объекта, принципиальные решения генерального плана должны быть продуцированы уполномоченным субъектом городской жизни.

Таким образом, программа развития должна решить техническую задачу – создание субъекта городской жизни, обладающего необходимыми компетенциями и авторитетом.
 
Порядок решения, схематично:
Проведение конкурса организации и благоустройства дворовых территорий среди локальных (соседских) сообществ.

Обучение участников конкурса.

Формирование из участников конкурса инициативной группы, решающей задачи развития улиц, отдельных участков территории, районов города, дающей рекомендации к расходованию средств на благоустройство;

Дальнейшее обучение участников инициативной группы.

Инициативная группа в короткий период времени становится деятельным и авторитетным субъектом городской жизни, носителем компетенции городского планирования в необходимом объеме.

Измеримые критерии оценки эффективности программы развития
  • Качество работы представительного органа самоуправления (количество участников, количество заседаний);
  • Количество проявленных в информационном поле городских конфликтов, количество задействованных в конфликтах субъектов городской жизни;
  • Количество формальных и неформальных сообществ;
  • Изменение стоимости жилого фонда на вторичном рынке;
  • Уровень миграции различного рода, в том числе – маятниковой суточной;
  • Количество вакансий работодателей, физически расположенных в пределах города. Средний уровень оплаты труда;
  • Количество образовательных проектов;
  • Количество ИП и юридических лиц – налогоплательщиков. Объем налоговых сборов;
  • Результаты социологических опросов.
©2015 ООО Артпот