МАСТЕРСКАЯ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ И СИСТЕМНОЙ УРБАНИСТИКИ

Разработка стратегии развития города

Традиционные подходы к развитию города или территориального субъекта ограничивают постановку задачи социально-экономическим развитием. При этом измеримые показатели социально-экономического развития можно определить как симптомы текущего состояния города или территориального субъекта.

Представляется очевидным, что на такие измеримые показатели, как численность населения, темп роста реальной среднемесячной заработной платы и реального среднедушевого денежного дохода населения, темп роста физического объема инвестиций в основной капитал, численность занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, – невозможно повлиять прямыми действиями.

Чтобы добиться улучшения показателей развития, симптомов состояния города, необходимо изменить сам город, во всей его многомерной полноте и сложности. Такая постановка задачи далеко выходит за привычные рамки экономики, социологии, государственного и муниципального управления.
Как метафору можно привести выражение: садовник не поливает плоды на дереве, он льет воду на землю под корень дерева.

Определив город как эмерджентную систему, элементы которой находятся в социальном и физическом пространствах, мы задаем направление действий по изменению города как целостной системы – это эволюция социальных конструктов и, одновременно, трансформация антропогенного ландшафта.

Многочисленные исследования и многолетние наблюдения не оставляют сомнений в прямой и непосредственной зависимости социальных систем от морфологии антропогенного ландшафта. Так, например, типовые планировочные и объемно-пространственные решения застройки индустриального города характерны подавлением у горожан способности к инициативной деятельности, проявлений индивидуальной уникальности, крайне низким фоновым уровнем воспроизводства социальной психической энергии.

Контекст

Формирование индустриального общества выражалось в развитии соответствующих ему типов расселения – появлялись и росли индустриальные города, моногорода и мегаполисы. Можно утверждать, что именно через эти новые типы расселения состоялось индустриальное общество, материализуясь в физическом и социальном пространствах.

Текущая смена технологических укладов исторически неизбежно приводит к воспроизводству теперь уже постиндустриальных типов расселения, через которые и произойдет дальнейшее развитие, материализация экономики знаний и постиндустриального общества.

По данным института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ (https://russoft.org/analytics/shestnadtsatoe-ezhegodnoe-issledovanie-rossijskoj-industrii-razrabotki-programmnogo-obespecheniya/), в 2018 году 8 млн. россиян были заняты на рабочих местах, где им требуется интенсивно применять навыки в сфере информационно-коммуникационных технологий (11% от всех трудоустроенных граждан по стране).

Социологические опросы показывают, что более половины столичных ИТ-специалистов готовы сменить место жительства на профильный территориальный анклав (отечественный аналог Кремниевой долины), при этом его географическое местоположение не имеет принципиального значения.

Расчеты показывают:

  • Общее количество интересантов в переселении в пределы профильных территориальных образований постиндустриального уклада на текущий момент составляет 2,6 млн. человек;
  • Предварительная оценка объема рынка застройки – 6 132 млрд. руб.

Таким образом, формирование в пределах муниципалитета новых систем расселения постиндустриального уклада можно рассматривать как ключевую стратегическую цель развития города, продиктованную глобальным историческим контекстом.

Принципы социо-территориального стратегирования

Стратегирование

Стратегирование (реализация стратегии) – такой подход в проектировании, при котором вероятность проектируемых событий принимается менее 100%.

При таком подходе исследуются и используются события разной вероятности, выраженные в виде сценариев.

При планировании вероятность проектируемых событий принимается за 100%.

Любой проект, программа или стратегия, которые предусматривают определенную реакцию социальных (общественных) систем на проектируемые действия, не может быть реализован директивными указаниями. У нас отсутствуют рычаги принуждения людей к определенным действиям.

Поэтому вероятность проектируемых событий нельзя принимать за 100%. Методы планирования теряют всякий смысл.

Социо-территориальное стратегирование

Это разработка и последующее воплощение в жизнь проектов, объектом которых являются эмерджентные социо-территориальные системы. Элементы таких систем находятся в физическом и социальном пространствах.

Опираясь на выявленные общесистемные и физические закономерности развития города, мы сформулировали ключевые принципы разработки и реализации проектов социо-территориального стратегирования в масштабе города или территориального субъекта.

Стратегия развития города, определение понятия

Реализуемая стратегия развития города может быть разработана исключительно при непосредственном участии территориальных акторов развития.

Стратегия фиксирует общественный договор между органами власти, стейкхолдерами, акторами развития и городскими сообществами.

Стратегия развития города или территориального субъекта

Это проект, который разрабатывается в итерационном цикле от общего к частному непосредственно в процессе своей реализации.

На каждом своем витке переопределяет образ цели в области, ограниченной реализованными решениями, определяет тактические задачи ближайшего витка цикла.

Включает в себя

  • Определение необходимых для достижения цели общественных механизмов;
  • Определение реперных точек проекта, сроков и целевых показателей;
  • Определение действий, направленных на эволюцию социальных систем и трансформацию элементов антропогенного ландшафта.

Наш опыт

С 2014 года, опираясь на собственную обширную практику, мы ведем научную работу в области социо-территориального развития. До 2018 года – на базе Головного проектного и научно-исследовательского института РАН (ФГУП «ГИПРОНИИ РАН»). После реформирования института основали собственный научно-методический центр.

Нам удалось пролить свет на некоторые общесистемные и физические закономерности жизнедеятельности города как эмерджентной диссипативной системы, элементы которой находятся в психическом, социальном и физическом пространствах.

Сегодня мы опираемся на фундамент научных и методических работ, которые дают ясное понимание постановки и решения интегральных задач развития социо-территориальных систем.

Реализованные проекты:


  1. МО, Истринский район, западная часть с. Павловская слобода Павло-Слободского с/пос. Разработка мастер-плана микрорайона «Жемчужная слобода». 109,63 Га, 2014 г.;
  2. МО, Щелковский район, д. Гребнево. Разработка сценария комплексного развития территории. 107,6 Га, 2015 г.;
  3. МО, Одинцовский район. Разработка мастер-плана и сценария комплексного развития территорий. Аграрное направление – «Город фермеров», урбанистическое направление – «Город инженеров». 650 Га, 2016 г.;
  4. Москва, Киевское шоссе, напротив Ульяновского лесопарка. Глория Парк. Мастер-план и эскизный проект комплексного обустройства особо охраняемой территории. В соавторстве с архитектором Носковым И. Э. 98 Га, 2016 г.;
  5. Москва, Нахимовский проспект, 51/21. Новая программа развития и архитектурная концепция здания ИНИОН. В соавторстве с главным архитектором РАН академиком Ю. П. Платоновым и архитектором Носковым И. Э. 3,95 Га, 2016 г.;
  6. РФ, Дальневосточный регион. Эскизная проработка стратегии развития региона в аграрном и урбанистическом направлениях. Представлена управляющему делами Президента РФ. 2016 г.;
  7. Свердловская область, городской округ Сухой Лог. Эскизная проработка сценария комплексного развития территории, основанного на застройке арендного жилья. 12 Га, 2016 г.;
  8. По поручению Президента РФ. Эскизная проработка концепции реформирования Стройкомплекса РФ, в составе творческого коллектива ГИПРНИИ РАН. 2016 г.;
  9. Москва, пос. Первомайское, вблизи д. Фоменское. «Экополис Москва». Мастер-план и проект комплексного обустройства особо охраняемых зеленых территорий. В соавторстве с главным архитектором РАН академиком Ю. П. Платоновым и архитектором Носковым И. 140, 0 Га, 2016 г.;
  10. МО, г. Фрязино. Мастер-план застройки нового микрорайона. В соавторстве с главным архитектором РАН академиком Ю. П. Платоновым. 29,0 Га, 2016 г.;
  11. МО, Наро-Фоминский район, г. п. Верея. «Верея-парк». Мастер-план и сценарий комплексного развития территории. 26,0 Га, 2016 г.;
  12. Город Севастополь. «Сердце Севастополя». Мастер-план градостроительного узла центральной части города Севастополь (Севморзавод). В соавторстве с главным архитектором РАН академиком Ю. П. Платоновым и архитектором Носковым И. Э. 35 Га, 2016 г.;
  13. Кемеровская область, г. Анжеро-Судженск. Вариативная проработка предложений о стратегии комплексного развития моногорода Анжеро-Судженска. 2017 г.;
  14. США, штат Нью-Йорк, г. Нью-Йорк. Основные положения стратегии комплексного развития территории. 600 Га, 2018 г.

Разработка стратегии развития города, состав работ

Пазл реализуемой стратегии развития города или территориального субъекта может быть последовательно составлен на фундаменте избыточного воспроизводства инициатив интересантами. Такой подход предполагает деятельное участие значительного количества субъектов городской жизни, интересантов, стейкхолдеров, органов власти различного уровня.

При этом значительная часть работы должна быть исполнена профильными экспертами. Мы предлагаем свои услуги по следующим видам работ:

  • Разработка Технического задания;
  • Проведение исследований на уровне вмещающей системы, направленных на выявление непреодолимых ограничений и определение пространства возможных проектных решений;
  • Вариативная проработка сценариев развития проекта;
  • Разработка вариантов планировочных решений территории, с последовательным увеличением глубины и детализации проработки по мере увеличения определенности в содержательном наполнении элементов антропогенного ландшафта;
  • Разработка презентационных материалов для различных групп стейкхолдеров (для каждой группы – в своем смысловом поле);
  • Расчеты основных ТЭП и эскизная вариативная проработка финансовых моделей;
  • Участие в разработке документов, необходимых для получения государственной поддержки и формирования предложений потенциальным Резидентам и инвесторам проекта;
  • Научное и методическое обеспечение акторов социо-территориального развития в различных формах (обучение, консультирование, супервизия);
  • Обеспечение ясности во взаимоотношениях субъектов городской жизни и акторов социо-территориального развития, удержание общественного диалога в едином смысловом поле;
  • Участие в организации общественных механизмов, обеспечивающих избыточное воспроизводство инициатив интересантов;
  • Модерация действий акторов социо-территориального развития.

Сроки, стоимость, формат сотрудничества

Сроки и стоимость работ рассчитываются индивидуально ресурсным методом.
Мы открыты для любых конструктивных форм сотрудничества. Специфика решаемых задач в некоторых случаях не позволяет заранее определить объем работ и, соответственно, сроки исполнения и стоимость.
В таких случаях мы ориентируемся на формулы повременной оплаты задействованных экспертов или абонентского обслуживания.

Вы можете отправить запрос на КП в любой удобной форме (E-mail, WatsApp, Telegram).