Комплексное развитие территории (КРТ) можно определить как проект по застройке и благоустройству территории с предварительным сносом существующих объектов.
Механизм КРТ определен Федеральным законом от 30.12.2020 № 494-ФЗ и предусматривает участие горожан в утверждении проектных решений. Таким образом, введена в действие законодательная база, необходимая для реализации методов партисипаторного планирования и соучаствующего проектирования.
- Методы партисипаторного планирования и соучаствующего проектирования
Это процесс проектирования с привлечением жителей, представителей административных структур, бизнеса, инвесторов и других заинтересованных в проекте лиц для выявления истинных проблем и потребностей.
За счет активного участия граждан на всех этапах создания проекта (разработки, реализации и пост-оценки) обеспечивается учёт мнений различных групп, корректировка решений с учетом потребностей местного сообщества, культурно-образовательная функция, последующее активное участие жителей в пользовании объектом/территорией и ответственность за его/ее состояние в дальнейшем.
Федеральный закон от 30.12.2020 № 494-ФЗ ввёл в Градостроительный кодекс РФ новую главу 10 «Комплексное развитие территорий» (КРТ), которой регулируется единый механизм КРТ – сноса аварийного (ветхого) жилья и последующую застройку.
Данное законодательное изменение может коснуться 44% от всех многоквартирных домов (МКД) России: примерно столько в стране МКД, подпадающих под критерии гл. 10 ГрК РФ.
Зачем нужно комплексное развитие территорий?
Изменить качество среды обитания
Значительная часть застройки отечественных городов была сформирована в эпоху индустриализации в удовлетворение глобального общественного запроса. Планировочные решения определяют крайне низкий уровень уличных взаимодействий, отсутствие у горожан собственнического отношения к территории проживания. «Человейники» индустриальных городов – это среда обитания, которая подавляет индивидуальную уникальность, формирует безинициативный уклад жизни большинства.
Естественные механизмы самоорганизации и саморазвития городских социальных систем в таких условиях практически не работают.
На протяжении второй половины 20-го века были эмпирически определены планировочные и объемно-пространственные решения жилых районов, поддерживающие способность погруженных и них социальных систем к самоорганизации и саморазвитию.
Механизм КРТ открывает возможность буквально перепрограммировать депрессивные участки городского пространства. Городские социальные системы прямо и непосредственно зависят от планировочных и объемно-пространственных решений антропогенного ландшафта. Многочисленные исследования и многолетние наблюдения позволяют утверждать, что, изменив физическую составляющую среды обитания, мы переопределим и социальную.
Гармонизация дисбалансов систем расселения
Использование механизма КРТ открывает возможность гармонизировать существующие дисбалансы систем расселения в масштабе города или территориального субъекта.
Эти дисбалансы выражены, прежде всего, в разрывах между массивами жилой застройки и местами приложения труда. В текущих условиях целый город может быть не обеспечен рабочими местами. Маятниковая трудовая миграция может достигать фантастических масштабов.
На фундаменте КРТ можно реализовать интегральный проект развития на глубинном уровне общесистемных и физических закономерностей жизнедеятельности социо-территориальных систем.
Не заманивать всеми правдами и неправдами инвесторов и работодателей в депрессивный регион. Но так изменить саму социо-территориальную систему, чтобы новые предприятия появлялись как естественный продукт её жизнедеятельности.
Ключевые подходы к разработке и реализации проекта КРТ
В конечном итоге проект КРТ выражается в физическом пространстве – сносом части существующих ОКС (объектов капитального строительства) и застройкой новых.
Однако существо проекта расположено в социальном пространстве – некоторые общественные механизмы должны определить или акцептировать состав проекта и обеспечить последующее содержательное наполнение объектов застройки.
Проект, множество объектов которого расположены в физическом и социальном пространствах можно отнести к архитектуре социо-территориальных систем.
На стадии проектирования невозможно запланировать определенные действия множества интересантов и стейкхолдеров, у нас отсутствуют рычаги принуждения людей к этим определенным действиям. Поэтому методы территориального планирования, при которых вероятность проектируемых событий принимается за 100%, не имеют смысла.
Таким образом, КРТ не имеет отношения к территориальному планированию, хотя результаты проекта и будут выражены в новых планировочных и объемно-пространственных решениях.
Для надежного достижения целей проекта при том, что вероятность проектируемых событий составляет менее 100%, используются методы стратегирования.
- Стратегирование
Стратегирование (реализация стратегии) – такой подход в проектировании, при котором вероятность проектируемых событий принимается менее 100%.
При таком подходе исследуются и используются события разной вероятности, выраженные в виде сценариев.
При планировании вероятность проектируемых событий принимается за 100%.
Таким образом, разработку и реализацию проекта КРТ можно определить как социо-территориальное стратегирование.
Принцип распределения неопределенности
Любой территориальный проект развития, который предусматривает участие социальных (общественных) систем, можно расположить на умозрительной шкале неопределенности. На одном полюсе – неопределенность проектных решений. На другом – неопределенность исполнения.
Или определенность проектных решений, или неизбежность исполнения проекта развития.
В проекте КРТ мы можем предусмотреть очень качественные и полезные решения и оставить на волю случая их реализацию. При этом, если мы начнем причинять добро людям, обязательно возникнет сопротивление горожан. В этом проявляются общесистемные закономерности (принцип Ле-Шателье–Брауна).
Вместо проектирования того, что может быть будет реализовано через гарантированное сопротивление горожан, мы можем подхватывать инициативы энергичных пассионариев из числа этих горожан. Такие решения будут реализованы с очень высокой вероятностью. Но сегодня мы ничего не знаем про завтрашние инициативы, поэтому состав проектных решений оказывается неопределенным.
- Парадокс неопределенности
Надежно реализуемый проект развития не может быть определен на стадии проектирования. А вероятность реализации любого готового проекта развития тем меньше, чем глубже и детальнее он проработан.
Определенность может быть или в проектных решениях, или в реализуемости проекта.
- Принцип распределения неопределенности
В проекте развития могут быть реализованы только инициативы субъектов городской жизни. При этом воспроизводство инициатив – процесс неуправляемый и неопределенный по своей сути.
Выносим это воспроизводство за рамки проекта развития.
Ситуативно складываем пазл проекта на фундаменте избыточного воспроизводства инициатив субъектами городской жизни по мере их поступления.
Следствия
- Наличие общественных механизмов, побуждающих субъекты городской жизни к избыточному воспроизводству инициатив, является обязательным и необходимым условием как разработки проекта развития (Мастер-план, концепция и программа развития города, КРТ), так и его реализации;
- Разработка проекта развития не отделима от реализации этого проекта;
- Состав реализуемого проекта развития формируется случайно, изменяется со временем по мере поступления новых инициатив. Прямо и непосредственно зависит от того, какие именно полезные идеи в текущее время приходят в голову инициаторам.
Решение парадокса неопределенности
В 1986 году американский экономист Барри Боэм для решения сверхсложных и неопределенных задач в программировании предложил Спиральную модель, которая в последующем была названа именем своего изобретателя.
Спиральная модель Боэма предусматривает разработку прототипов в итерационном цикле, на каждом витке которого – новый уровень детализации, от общего к частному.
Спиральная модель Боэма в проекте социо-территориального стратегирования
Таким образом, проект не теряет законченности и целостности от начала – поверхностных концептуальных набросков, до стадий детальной проработки. Он становится более определенным по мере физической реализации. При этом проектные решения только на один шаг опережают реализацию, на каждом витке цикла заново переопределяя поле возможных новых решений.
Состав работ по разработке проекта КРТ
Пазл реализуемого проекта КРТ последовательно складывается в процессе работы на фундаменте избыточного воспроизводства инициатив интересантами. Такой подход предполагает деятельное участие значительного количества субъектов городской жизни, интересантов, стейкхолдеров, органов власти различного уровня.
При этом значительная часть работы должна быть исполнена профильными экспертами. Мы предлагаем свои услуги по следующим видам работ:
- Разработка Технического задания;
- Проведение исследований на уровне вмещающей системы, направленных на выявление непреодолимых ограничений и определение пространства возможных проектных решений;
- Вариативная проработка сценариев развития проекта;
- Разработка вариантов планировочных решений территории, с последовательным увеличением глубины и детализации проработки по мере увеличения определенности в содержательном наполнении элементов антропогенного ландшафта;
- Разработка архитектурной концепции, 3D визуализация, выпуск презентационных материалов для различных групп стейкхолдеров (для каждой группы – в своем смысловом поле);
- Расчеты основных ТЭП и эскизная вариативная проработка финансовых моделей;
- Разработка проектной документации.
- Участие в разработке документов, необходимых для получения государственной поддержки и формирования предложений потенциальным Резидентам и инвесторам проекта;
- Научное и методическое обеспечение акторов социо-территориального развития в различных формах (обучение, консультирование, супервизия);
- Обеспечение ясности во взаимоотношениях субъектов городской жизни и акторов социо-территориального развития, удержание общественного диалога в едином смысловом поле;
- Участие в организации общественных механизмов, обеспечивающих избыточное воспроизводство инициатив интересантов;
- Модерация действий акторов социо-территориального развития.
Стоимость разработки проекта КРТ
Опыт показывает, что каждый проект социо-территориального стратегирования уникален. Некоторые виды работ предусматривают деятельное участие экспертов в городских процессах при отсутствии буквального результата их деятельности.
Мы предлагаем свои услуги по формуле временной оплаты задействованных экспертов в сочетании с отдельными договорами по каждому виду работ. Таким образом, мы сохраняем полную ясность во взаимоотношениях с инициатором проекта при первичной неопределенности состава работ.