Дискурс на тему инновационных кластеров в профессиональных сообществах экономистов и государственных служащих развивается десятилетия. Глубоко проработано понятийное поле, определяющее постановку задач государственной кластерной политики и ограничивающее область возможных решений.
Результативность отечественных инновационных территориальных кластеров на основе этой государственной кластерной политики оценивается противоречиво. Титанические усилия органов власти и инициаторов, даже помноженные на меры государственной поддержки, в большинстве случаев приводят к несоразмерно малым результатам.
Мы предлагаем использовать альтернативный подход, сформированный в пределах понятийного поля градостроительства и системной урбанистики. То есть, переопределив ключевые понятия, мы открываем возможность полностью пересмотреть постановку задачи и область возможных решений.
- Инновационный территориальный кластер, традиционное определение
Территориальный кластер со значимой (по сравнению с отраслевыми и страновыми показателями) долей инновационной продукции кластера, а также со сформированной инновационной инфраструктурой, включающей взаимодействие между собой стейкхолдеров региональной инновационной системы (образовательные учреждения, центры исследований и разработок, центры трансфера технологий, бизнес-инкубаторы, технопарки, центры коллективного пользования научным оборудованием, общественные организации, финансовые институты, центры кластерного развития и пр.).
- Инновационный территориальный кластер, новое определение
Это система расселения постиндустриального уклада,
Сегодняшние инновации рискуют завтра оказаться пройденным этапом даже до полного завершения инвестиционного цикла, и этот риск никто не возьмется просчитать.
Фокусировка профессионального дискурса на понятии «инновация» и его производных закрывает возможности рассмотреть ситуацию в более широком ракурсе.
![](/static/img/imgp/img_p_012.jpg)
Исторический контекст
Формирование индустриального общества выражалось в развитии соответствующих ему типов расселения – появлялись и росли индустриальные города, моногорода и мегаполисы. Можно утверждать, что именно через эти новые типы расселения состоялось индустриальное общество, материализуясь в физическом и социальном пространствах.
Текущая смена технологических укладов исторически неизбежно приводит к воспроизводству теперь уже постиндустриальных типов расселения, через которые и произойдет дальнейшее развитие, материализация экономики знаний и постиндустриального общества.
Экстраполируя на ближайшее будущее историю становления индустриального общества, можно утверждать, что часть существующих городов, увеличив свою площадь новыми типами расселения, качественно изменится как в физическом, так и в социальном пространстве. Основная масса остальных городов окажется увлечена на орбиты влияния лидеров. Аутсайдеры в гонке за будущее рискуют физическим исчезновением.
![](/media/img_publ/r_bw_pens_07.img500.jpg)
Качественные изменения городов произойдут под воздействием факторов градостроительного развития, определенных распространением новых технологических укладов и соответствующих им типов общественных и производственных отношений.
![](/static/img/imgp/img_p_017.jpg)
Система расселения постиндустриального уклада
В настоящее время в мире существуют десятки территориальных образований, характерные определенными границами и преобладанием среди жителей страт населения, задействованных в четвертичном секторе экономики (по типологии Фишера – Кларка). Такие территориальные образования относятся к системам расселения постиндустриального уклада.
Они характерны, прежде всего, эффектом интенсивного и спонтанного самовоспроизводства успешных предприятий постиндустриальных технологических укладов. С легкой руки американского исследователя Дж. Стьютвилла, этот эффект получил название «Эффект информационного пула».
В качестве примеров такого типа регионов, где социально-экономический эффект «информационного пула» устойчиво наблюдается уже не одно десятилетие, обычно первыми называют Кремниевую долину в Калифорнии (США) и «Коридор высокой технологии», расположенный недалеко от Бостона (США) вдоль трассы №128.
![](/media/img_publ/ban_009.img500.jpg)
![](/static/img/imgp/img_p_005.jpg)
Оценка целевой аудитории
Постиндустриальные типы расселения востребованы стратами населения, задействованными в экономике знаний (четвертичный сектор экономики по типологии Фишера – Кларка).
По результатам исследования института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ (https://russoft.org/analytics/shestnadtsatoe-ezhegodnoe-issledovanie-rossijskoj-industrii-razrabotki-programmnogo-obespecheniya/), количество людей, непосредственно задействованных в четвертичном секторе экономики РФ в настоящее время можно оценить в 8 млн. человек.
Результаты социологических опросов сотрудников Московских софтверных компаний показывают, что более половины ищут возможность сменить место жительства на территориальные образования постиндустриального уклада.
![](/media/img_publ/ban_011.img500.jpg)
Специализированные расчеты показывают, что на сегодняшний день общее количество интересантов в переселении в пределы профильных территориальных образований постиндустриального уклада составляет 2,6 млн. человек.
![](/static/img/imgp/img_p_007.jpg)
Объем рынка застройки систем расселения постиндустриального уклада
При норме жилой площади 28 м2/чел для удовлетворения выявленного отложенного спроса в пределах территориальных новообразований постиндустриального уклада необходимо построить жилых зданий в объеме 72,98 млн м2 жилой площади (85,86 млн м2 общей площади) и 36,8 млн. м2 общей площади нежилых зданий, всего 122,66 млн м2 общей площади.
Приняв усредненную стоимость строительства, с учетом всех накладных расходов, в 50 тыс руб/м2 общей площади зданий получим укрупненную оценку объема рынка в 6 132 млрд. руб.
![](/static/img/imgp/img_p_010.jpg)
Методики организации и развития инновационного кластера
Очевидно, что застройка территории объектами определенного функционального назначения сама по себе не приведет к их ожидаемому наполнению. В состав проекта необходимо включить общественные механизмы, исполняющие функцию содержательного наполнения объектов застройки.
Такая постановка задачи далеко выходит за рамки территориального планирования, при этом остается в области градостроительного проектирования.
Задача решается в рамках интегрального проекта саморазвития по готовым методикам, разработанным на фундаменте общесистемных и физических закономерностей развития социо-территориальных систем.
Методики предусматривают формирование локальной инфраструктуры, позволяющей извлекать доход от решения задач развития. Таким образом, задачи будут решаться массово и в инициативном порядке.
![](/media/img_publ/ban_021.img500.jpg)
Порядок действий
В самом общем виде порядок действий по реализации методик можно представить следующим образом:
- Организация информационного пространства, обслуживающего проект;
- Формирование территориальных центров компетенций и арбитража (например, в форме научного и общественных советов);
- Формирование общественного механизма, обеспечивающего резонанс намерений множества независимых интересантов и их последующие, отчасти синхронные, действия;
- Формирование учебной программы для пассионариев, предпринимателей и городских активистов, проведение обучения на постоянной и бесплатной для участников основе. Разработка и защита учебных подпроектов городского развития;
- Формирование территориальной стипендиальной и грантовской программ по поддержке инициативных команд. Формирование инициативных команд из числа обученных пассионариев и предпринимателей;
- Разработка проектов инициативных команд при поддержке профильных экспертов (кураторов), оказание стипендиальной и грантовской поддержки на доинвестиционной стадии проектов;
- Проведение инвестиционных форумов и других публичных мероприятий с целью привлечения инвестиций в проекты инициативных команд;
- Проведение мероприятий по разработке проектов инфраструктурного развития и привлечения их бюджетного финансирования;
- Реализация отдельных подпроектов силами инициативных команд с привлечением профильного бизнеса, формирование экосистемы доходных предприятий МСБ, действующих на принципах муниципально-частного партнерства.
![](/static/img/imgp/img_p_018.jpg)
Проект инновационного кластера
Инновационный кластер, или систему расселения постиндустриального уклада, можно определить как социо-территориальную систему, элементы которой расположены в социальном и физическом пространствах.
Проект социо-территориальной системы включает в себя определение процесса её воспроизводства как неотъемлемую часть. При этом, поскольку необходимо соблюсти принцип пассионарного происхождения, воспроизводство целевой системы – это результат инициативных действий значительного количества неуправляемых интересантов.
Тогда проект такой системы это:
- Определение состава ключевых интересантов;
- Многократное переопределение образа цели проекта, для каждой группы стейкхолдеров – в своем смысловом поле;
- Определение действий по воспроизводству Дистрибутивов (эмбрионов нематериальной составляющей) ключевых элементов целевой системы;
- Определение действий, направленных на формирование необходимых общественных механизмов в пределах вмещающей системы;
- Определение граничных условий;
- Определение мизансцены, на которой интересанты, скорее всего, смогут синхронно (но не управляемо буквально) действовать в русле общего для всех интегрального проекта;
- Определение резонансных воздействий, на интересантов, направленных на удержание их инициативных действий в русле интегрального проекта;
- Определение вариативной бизнес-модели проекта, которая предусматривает доходы ключевых участников проекта на отдельных этапах, доходы и/или пользу для инициатора проекта на всех этапах его реализации;
- Определение планировочных, инженерных и объемно-пространственных решений проекта многофункциональной площадной застройки.
![](/static/img/imgp/img_p_004.jpg)
Реализация проекта инновационного кластера
Первичное формирование Дистрибутивов отдельных элементов целевой системы с последующей их инсталляцией в реальность полностью исключает рискованные капитальные вложения. Процесс реализации – это последовательное и ситуативное подключение к проекту новых участников с переопределением тактических целей в области реализованных и утвержденных решений.
![](/static/img/imgp/img_p_008.jpg)
Предложение о сотрудничестве
Любой проект, программа или стратегия, которые предусматривают определенную реакцию социальных (общественных) систем на проектируемые действия, не может быть реализован директивными указаниями. У нас отсутствуют рычаги принуждения людей к этим определенным действиям.
Поэтому вероятность проектируемых событий нельзя принимать за 100%, а состав проекта оказывается во многом неопределенным далее ближайшего шага его реализации.
Реализация проекта организации и развития инновационного кластера – это итерационный цикл от общего к частному, в котором определенность нарастает с каждым витком, а проектные решения определяют конкретные действия только последующего шага.
![](/media/img_publ/pazl_001.img500.jpg)
Мы предлагаем свои услуги по следующим видам работ проекта формирования и развития инновационного кластера:
- Разработка Технического задания;
- Проведение исследований на уровне вмещающей системы, направленных на выявление непреодолимых ограничений и определение пространства возможных проектных решений;
- Вариативная проработка сценариев развития проекта;
- Разработка вариантов планировочных решений территории, с последовательным увеличением глубины и детализации проработки по мере увеличения определенности в содержательном наполнении элементов антропогенного ландшафта;
- Разработка архитектурной концепции, 3D визуализация, выпуск презентационных материалов для различных групп стейкхолдеров (для каждой группы – в своем смысловом поле);
- Расчеты основных ТЭП и эскизная вариативная проработка финансовых моделей; Разработка проектной документации. Участие в разработке документов, необходимых для получения государственной поддержки и формирования предложений потенциальным Резидентам и инвесторам проекта;
- Научное и методическое обеспечение акторов социо-территориального развития в различных формах (обучение, консультирование, супервизия);
- Обеспечение ясности во взаимоотношениях субъектов городской жизни и акторов социо-территориального развития, удержание общественного диалога в едином смысловом поле;
- Участие в организации общественных механизмов, обеспечивающих избыточное воспроизводство инициатив интересантов;
- Модерация действий акторов социо-территориального развития.
![](/static/img/imgp/img_p_006.jpg)
Сроки, стоимость, формы сотрудничества
Сроки и стоимость работ рассчитываются индивидуально ресурсным методом.
Мы открыты для любых конструктивных форм сотрудничества. Специфика решаемых задач в некоторых случаях не позволяет заранее определить объем работ и, соответственно, сроки исполнения и стоимость.
В таких случаях мы ориентируемся на формулы повременной оплаты задействованных экспертов или абонентского обслуживания.