МАСТЕРСКАЯ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ И СИСТЕМНОЙ УРБАНИСТИКИ

Проектирование и формирование городской среды

Улучшение качества городской среды становится одним из ключевых направлений деятельности органов власти различного уровня. К настоящему времени:

  • Определены критерии оценки этой деятельности. 9.09.2013 г. Министерство регионального развития РФ приказом № 371 утвердило методику оценки качества городской среды проживания;
  • Определено, что по достижению результатов в улучшении качества городской среды будет оцениваться эффективность деятельности органов власти. 04.02.2021 г. вступил в силу Указ Президента РФ об оценке эффективности деятельности высших должностных лиц и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В числе критериев оценки эффективности – качество городской среды и ряд других измеримых показателей.

Остается неясным, каким образом можно добиться результатов в этом направлении.
Представляется очевидным, что на такие измеримые показатели, как численность населения, темп роста реальной среднемесячной заработной платы и реального среднедушевого денежного дохода населения, темп роста физического объема инвестиций в основной капитал, численность занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, – невозможно повлиять прямыми действиями.
Рычаги принуждения людей к определенным действиям, например, к предпринимательству, у нас отсутствуют.

Предположим, что теоретически возможно разработать проект улучшения качества городской среды. Тогда этот проект:

  1. Неуправляем. Инициативными действиями интересантов (жители города, предприниматели и пр.) управлять невозможно;
  2. Неопределим на стадии проектирования. Мы не знаем, какие именно инициативы придут в голову интересантам.

Социо-территориальное стратегирование

С 2014 года мы ведем научную работу в области социо-территориального развития. До 2018 года – на площадке Головного проектного и научно-исследовательского института РАН (ФГУП «ГИПРОНИИ РАН»). После реформирования института основали собственный научно-методический центр.

Нам удалось выявить некоторые общесистемные и физические закономерности развития города. На этом фундаменте возможно разрабатывать реализуемые проекты. В частности такие, которые приводят к увеличению измеримых показателей качества городской среды и показателей оценки качества работы территориальных органов власти.

Такие проекты относятся к области социо-территориального стратегирования.

Стратегирование

Стратегирование (реализация стратегии) – такой подход в проектировании, при котором вероятность проектируемых событий принимается менее 100%.

При таком подходе исследуются и используются события разной вероятности, выраженные в виде сценариев.

При планировании вероятность проектируемых событий принимается за 100%.

Социо-территориальное стратегирование

Это разработка и последующее воплощение в жизнь проектов, объектом которых являются эмерджентные социо-территориальные системы. Элементы таких систем находятся в физическом и социальном пространствах.

Принцип целостности

Измеримые показатели оценки качества городской среды и эффективности деятельности органов власти характеризуют симптомы текущего состояния города как целостной эмерджентной социо-территориальной системы.

Воздействия на негативные симптомы текущего состояния системы приведут только к подавлению проявлений этих симптомов на время, пока оказывается воздействие. Обезболивающие средства снимают зубную боль на время, но не излечивают зуб.

Более того, мы рискуем нанести вред. Первое правило системной инженерии гласит: «Если оптимизировать компоненты, то, вероятнее всего, производительность системы будет испорчена».

Это правило подтверждается опытом реализации многих городских проектов развития. Привлечение инвесторов и создание новых предприятий в целях экономического развития, как правило, приводит к ухудшению ситуации в целом. «Варяги» вычерпывают все доступные ресурсы ради умножения своей прибыли, завозят дешевую рабочую силу без обеспечения социальной инфраструктурой.

Территориальное развитие выливается в площадную застройку жилого фонда без обеспечения рабочими местами, что также ухудшает общую ситуацию.

Принцип целостности

Действительное развитие города или территориального субъекта, измеримое, в частности, показателями оценки качества городской среды, может быть реализовано только при постановке задачи уровня целостной эмерджентной социо-территориальной системы.

Экономическое развитие, повышение уровня благосостояния горожан, обеспечение положительного сальдо миграции, - достижение любых целей развития возможны только через изменение собственно социо-территориальной системы целиком, во всей её полноте и сложности.
Садовник не поливает плоды на дереве. Он льет воду на землю под корень дерева.

Принцип рассеивания управляемости

Со второй половины двадцатого века город в теории систем трактуется как сложная диссипативная социально-территориальная (социально-пространственная) система.

Физический смысл этого определения можно раскрыть таким образом: «Город – это диссипативная социо-территориальная система, которая развивается в условиях рассеивания (диссипации) социальной психической энергии».

Диссипативная система

Диссипативная система (также – стационарная открытая система или неравновесная открытая система) — это открытая система, которая оперирует вдали от термодинамического равновесия. Иными словами, это устойчивое состояние, возникающее в неравновесной среде при условии диссипации (рассеивания) энергии, поступающей извне.

Диссипативная система характеризуется спонтанным появлением организованной структуры.
В открытых системах, которые находятся в сильно неравновесных условиях, спонтанно возникают типы структур, способные к самоорганизации, т.е. к переходу от беспорядка, «теплового хаоса», к упорядоченным состояниям.

Город можно определить как диссипативную систему, которая развивается в условиях рассеивания (диссипации) социальной психической энергии.

Социальная психическая энергия

Концепция социальной энергии представляет собой одно из фундаментальных положений теории и практики динамической психиатрии.
Она создает информационно-энергетическую модель, заменяющую интраиндивидуально-биологическое либидо Фрейда социальной психической энергией, генерируемой отдельными группами людей и зависящей от них.

Таким образом, социальная энергия рассматривается не как психическая константа, подчиняющаяся законам термодинамики, а как переменная, зависящая от актуальной групповой динамики.
Социальная психическая энергия вырабатывается индивидуумами в процессе конструктивного взаимодействия в группе.

Определив целевую систему как диссипативную, мы распространяем применимость накопленных знаний в области неравновесной термодинамики на развитие городских общественных систем.

Особое значение в процессах самовоспроизводства структур диссипативной системой имеют флуктуации - случайные отклонения некой величины, характеризующей систему из большого числа единиц, от ее среднего значения.

Процесс самоорганизации в диссипативной системе происходит гораздо быстрее при наличии в системе внешних и внутренних «шумов» (флуктуаций). Таким образом, шумовые эффекты приводят к ускорению процесса «самоорганизации».

«Шумы» и флуктуации общественной системы – это инициативные действия людей, которые выражаются в сложнейших взаимоотношениях разного рода. Чем сложнее система общественных отношений – тем больше такая система способна к самовоспроизводству структур, самоорганизации и саморазвитию.

При этом управляемость системы, согласно принципу Эшби, обратно пропорциональна её сложности. То есть чем проще система, тем она более управляема.

Закон необходимого разнообразия (принцип Эшби)

Закон необходимого разнообразия (англ. The Law of Requisite Variety) — кибернетический закон, сформулированный Уильямом Россом Эшби и формально доказанный в работе «Введение в кибернетику».

В самом общем вида закон можно сформулировать следующим образом: сложность (разнообразие) управления должна соответствовать сложности управляемого.
Управляемая система должна быть проще управляющей.

Чем меньше система управляема, тем она больше способна к самоорганизации и саморазвитию, и наоборот – упрощенная, управляемая общественная система не способна к саморазвитию.

Принцип рассеивания управляемости

Мы можем определить шкалу оценки состояния системы от «полностью управляемой» до «полностью способной к саморазвитию», при этом управляемость и способность к саморазвитию противопоставлены друг другу.

Целевая система не может быть полностью неуправляемой, однако на шкале «управляемость – способность к саморазвитию» она должна быть как можно ближе к значениям «полностью способной к саморазвитию», а восприимчивость системы к директивным управляющим воздействиям должна быть сведена к минимуму или исключена полностью.

Принцип аутопоэзной организации

Аутопоэзис

Аутопоэзис, также: аутопойезис, аутопоэз, автопоэзис (др.-греч. αὐτός ауто- — сам, ποίησις — сотворение, производство) — термин, введенный в начале 1970-х годов чилийскими учёными У. Матураной и Ф. Варелой, означающий самопостроение, самовоспроизводство, репликацию живых существ.

Используется также для характеристики систем. Определяет такую систему элементов, в которой эти элементы, через свои интеракции, обеспечивают воспроизводство системой себе подобных без разделения на производителя и продукт.

Характерным действующим примером аутопоэзной организации является интенсивное самовоспроизводство новых высокотехнологичных предприятий в пределах системы расселения постиндустриального уклада (Кремниевая долина, Калифорния. США и её аналоги).

Принцип аутопоэзной организации

Для самовоспроизводства социо-территориальной системой города новых элементов (например, предприятий МСБ), необходимо и достаточно привести систему отношений существующих элементов в состояние аутопоэзной организации.

Социо-территориальная система – совершенный механизм самоорганизации и саморазвития. Его не надо тащить, тянуть или толкать. На траекториях развития такая система способна двигаться самостоятельно, если привести её в соответствующее состояние.
Изменение существующей системы отношений возможно путем внедрения в неё новых элементов.

Организация определенной системы отношений субъектов городской жизни – это способ достижения результатов, измеримых показателями развития (уровень экономического развития, положительное сальдо миграции и пр.).

Цели мероприятий по улучшению качества городской среды

Мы не можем прямыми действиями повлиять на городские процессы, проявляющих себя в измеримых показателях оценки качества городской среды и эффективности деятельности органов власти.

Мы можем привести систему в такое новое устойчивое состояние, которое будет выражаться в естественном и постоянном увеличении показателей до некоторых пределов.
Для этого необходимо и достаточно:

Цели мероприятий по улучшению качества городской среды
  • Привести естественные механизмы самоорганизации и саморазвития в эффективное рабочее состояние;
  • Внедрить в систему отношений акторов развития инструменты резонансного воздействия, при помощи которых возможно удержать их инициативные действия в русле достижения целей проекта развития.

Предложение о сотрудничестве

Мы предлагаем вам опереться на готовый фундамент научных и методических работ в области социо-территориального развития и системной урбанистики, который мы складываем с 2014 года.

Мы предлагаем начать сотрудничество с адаптации к вашему реальному контексту ряда методических работ, необходимых для обоснования запуска комплекса мероприятий по улучшению качества городской среды, а также финансирования отдельных направлений деятельности.