Дискурс на тему инновационных кластеров в профессиональных сообществах экономистов и государственных служащих развивается десятилетия. Глубоко проработано понятийное поле, определяющее постановку задач государственной кластерной политики и ограничивающее область возможных решений.
Результативность отечественных инновационных территориальных кластеров на основе этой государственной кластерной политики оценивается противоречиво. Титанические усилия органов власти и инициаторов, даже помноженные на меры государственной поддержки, в большинстве случаев приводят к несоразмерно малым результатам.
Мы предлагаем использовать альтернативный подход, сформированный в пределах понятийного поля градостроительства и системной урбанистики. То есть, переопределив ключевые понятия, мы открываем возможность полностью пересмотреть постановку задачи и область возможных решений.
- Инновационный территориальный кластер, традиционное определение
Территориальный кластер со значимой (по сравнению с отраслевыми и страновыми показателями) долей инновационной продукции кластера, а также со сформированной инновационной инфраструктурой, включающей взаимодействие между собой стейкхолдеров региональной инновационной системы (образовательные учреждения, центры исследований и разработок, центры трансфера технологий, бизнес-инкубаторы, технопарки, центры коллективного пользования научным оборудованием, общественные организации, финансовые институты, центры кластерного развития и пр.).
- Инновационный территориальный кластер, новое определение
Это система расселения постиндустриального уклада,
Сегодняшние инновации рискуют завтра оказаться пройденным этапом даже до полного завершения инвестиционного цикла, и этот риск никто не возьмется просчитать.
Фокусировка профессионального дискурса на понятии «инновация» и его производных закрывает возможности рассмотреть ситуацию в более широком ракурсе.
Исторический контекст
Формирование индустриального общества выражалось в развитии соответствующих ему типов расселения – появлялись и росли индустриальные города, моногорода и мегаполисы. Можно утверждать, что именно через эти новые типы расселения состоялось индустриальное общество, материализуясь в физическом и социальном пространствах.
Текущая смена технологических укладов исторически неизбежно приводит к воспроизводству теперь уже постиндустриальных типов расселения, через которые и произойдет дальнейшее развитие, материализация экономики знаний и постиндустриального общества.
Экстраполируя на ближайшее будущее историю становления индустриального общества, можно утверждать, что часть существующих городов, увеличив свою площадь новыми типами расселения, качественно изменится как в физическом, так и в социальном пространстве. Основная масса остальных городов окажется увлечена на орбиты влияния лидеров. Аутсайдеры в гонке за будущее рискуют физическим исчезновением.
Качественные изменения городов произойдут под воздействием факторов градостроительного развития, определенных распространением новых технологических укладов и соответствующих им типов общественных и производственных отношений.
Система расселения постиндустриального уклада
В настоящее время в мире существуют десятки территориальных образований, характерные определенными границами и преобладанием среди жителей страт населения, задействованных в четвертичном секторе экономики (по типологии Фишера – Кларка). Такие территориальные образования относятся к системам расселения постиндустриального уклада.
Они характерны, прежде всего, эффектом интенсивного и спонтанного самовоспроизводства успешных предприятий постиндустриальных технологических укладов. С легкой руки американского исследователя Дж. Стьютвилла, этот эффект получил название «Эффект информационного пула».
В качестве примеров такого типа регионов, где социально-экономический эффект «информационного пула» устойчиво наблюдается уже не одно десятилетие, обычно первыми называют Кремниевую долину в Калифорнии (США) и «Коридор высокой технологии», расположенный недалеко от Бостона (США) вдоль трассы №128.
Оценка целевой аудитории
Постиндустриальные типы расселения востребованы стратами населения, задействованными в экономике знаний (четвертичный сектор экономики по типологии Фишера – Кларка).
По результатам исследования института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ (https://russoft.org/analytics/shestnadtsatoe-ezhegodnoe-issledovanie-rossijskoj-industrii-razrabotki-programmnogo-obespecheniya/), количество людей, непосредственно задействованных в четвертичном секторе экономики РФ в настоящее время можно оценить в 8 млн. человек.
Результаты социологических опросов сотрудников Московских софтверных компаний показывают, что более половины ищут возможность сменить место жительства на территориальные образования постиндустриального уклада.
Специализированные расчеты показывают, что на сегодняшний день общее количество интересантов в переселении в пределы профильных территориальных образований постиндустриального уклада составляет 2,6 млн. человек.
Объем рынка застройки систем расселения постиндустриального уклада
При норме жилой площади 28 м2/чел для удовлетворения выявленного отложенного спроса в пределах территориальных новообразований постиндустриального уклада необходимо построить жилых зданий в объеме 72,98 млн м2 жилой площади (85,86 млн м2 общей площади) и 36,8 млн. м2 общей площади нежилых зданий, всего 122,66 млн м2 общей площади.
Приняв усредненную стоимость строительства, с учетом всех накладных расходов, в 50 тыс руб/м2 общей площади зданий получим укрупненную оценку объема рынка в 6 132 млрд. руб.
Методики организации и развития инновационного кластера
Очевидно, что застройка территории объектами определенного функционального назначения сама по себе не приведет к их ожидаемому наполнению. В состав проекта необходимо включить общественные механизмы, исполняющие функцию содержательного наполнения объектов застройки.
Такая постановка задачи далеко выходит за рамки территориального планирования, при этом остается в области градостроительного проектирования.
Задача решается в рамках интегрального проекта саморазвития по готовым методикам, разработанным на фундаменте общесистемных и физических закономерностей развития социо-территориальных систем.
Методики предусматривают формирование локальной инфраструктуры, позволяющей извлекать доход от решения задач развития. Таким образом, задачи будут решаться массово и в инициативном порядке.
Порядок действий
В самом общем виде порядок действий по реализации методик можно представить следующим образом:
- Организация информационного пространства, обслуживающего проект;
- Формирование территориальных центров компетенций и арбитража (например, в форме научного и общественных советов);
- Формирование общественного механизма, обеспечивающего резонанс намерений множества независимых интересантов и их последующие, отчасти синхронные, действия;
- Формирование учебной программы для пассионариев, предпринимателей и городских активистов, проведение обучения на постоянной и бесплатной для участников основе. Разработка и защита учебных подпроектов городского развития;
- Формирование территориальной стипендиальной и грантовской программ по поддержке инициативных команд. Формирование инициативных команд из числа обученных пассионариев и предпринимателей;
- Разработка проектов инициативных команд при поддержке профильных экспертов (кураторов), оказание стипендиальной и грантовской поддержки на доинвестиционной стадии проектов;
- Проведение инвестиционных форумов и других публичных мероприятий с целью привлечения инвестиций в проекты инициативных команд;
- Проведение мероприятий по разработке проектов инфраструктурного развития и привлечения их бюджетного финансирования;
- Реализация отдельных подпроектов силами инициативных команд с привлечением профильного бизнеса, формирование экосистемы доходных предприятий МСБ, действующих на принципах муниципально-частного партнерства.
Проект инновационного кластера
Инновационный кластер, или систему расселения постиндустриального уклада, можно определить как социо-территориальную систему, элементы которой расположены в социальном и физическом пространствах.
Проект социо-территориальной системы включает в себя определение процесса её воспроизводства как неотъемлемую часть. При этом, поскольку необходимо соблюсти принцип пассионарного происхождения, воспроизводство целевой системы – это результат инициативных действий значительного количества неуправляемых интересантов.
Тогда проект такой системы это:
- Определение состава ключевых интересантов;
- Многократное переопределение образа цели проекта, для каждой группы стейкхолдеров – в своем смысловом поле;
- Определение действий по воспроизводству Дистрибутивов (эмбрионов нематериальной составляющей) ключевых элементов целевой системы;
- Определение действий, направленных на формирование необходимых общественных механизмов в пределах вмещающей системы;
- Определение граничных условий;
- Определение мизансцены, на которой интересанты, скорее всего, смогут синхронно (но не управляемо буквально) действовать в русле общего для всех интегрального проекта;
- Определение резонансных воздействий, на интересантов, направленных на удержание их инициативных действий в русле интегрального проекта;
- Определение вариативной бизнес-модели проекта, которая предусматривает доходы ключевых участников проекта на отдельных этапах, доходы и/или пользу для инициатора проекта на всех этапах его реализации;
- Определение планировочных, инженерных и объемно-пространственных решений проекта многофункциональной площадной застройки.
Реализация проекта инновационного кластера
Первичное формирование Дистрибутивов отдельных элементов целевой системы с последующей их инсталляцией в реальность полностью исключает рискованные капитальные вложения. Процесс реализации – это последовательное и ситуативное подключение к проекту новых участников с переопределением тактических целей в области реализованных и утвержденных решений.
Предложение о сотрудничестве
Любой проект, программа или стратегия, которые предусматривают определенную реакцию социальных (общественных) систем на проектируемые действия, не может быть реализован директивными указаниями. У нас отсутствуют рычаги принуждения людей к этим определенным действиям.
Поэтому вероятность проектируемых событий нельзя принимать за 100%, а состав проекта оказывается во многом неопределенным далее ближайшего шага его реализации.
Реализация проекта организации и развития инновационного кластера – это итерационный цикл от общего к частному, в котором определенность нарастает с каждым витком, а проектные решения определяют конкретные действия только последующего шага.
Мы предлагаем свои услуги по следующим видам работ проекта формирования и развития инновационного кластера:
- Разработка Технического задания;
- Проведение исследований на уровне вмещающей системы, направленных на выявление непреодолимых ограничений и определение пространства возможных проектных решений;
- Вариативная проработка сценариев развития проекта;
- Разработка вариантов планировочных решений территории, с последовательным увеличением глубины и детализации проработки по мере увеличения определенности в содержательном наполнении элементов антропогенного ландшафта;
- Разработка архитектурной концепции, 3D визуализация, выпуск презентационных материалов для различных групп стейкхолдеров (для каждой группы – в своем смысловом поле);
- Расчеты основных ТЭП и эскизная вариативная проработка финансовых моделей; Разработка проектной документации. Участие в разработке документов, необходимых для получения государственной поддержки и формирования предложений потенциальным Резидентам и инвесторам проекта;
- Научное и методическое обеспечение акторов социо-территориального развития в различных формах (обучение, консультирование, супервизия);
- Обеспечение ясности во взаимоотношениях субъектов городской жизни и акторов социо-территориального развития, удержание общественного диалога в едином смысловом поле;
- Участие в организации общественных механизмов, обеспечивающих избыточное воспроизводство инициатив интересантов;
- Модерация действий акторов социо-территориального развития.
Сроки, стоимость, формы сотрудничества
Сроки и стоимость работ рассчитываются индивидуально ресурсным методом.
Мы открыты для любых конструктивных форм сотрудничества. Специфика решаемых задач в некоторых случаях не позволяет заранее определить объем работ и, соответственно, сроки исполнения и стоимость.
В таких случаях мы ориентируемся на формулы повременной оплаты задействованных экспертов или абонентского обслуживания.